гасан гусейнов (gasan) wrote,
гасан гусейнов
gasan

Category:

К вопросу о комментариях

“Две вещи, не имеющие основания для сравнения, или, иными словами, не обладающие общими признаками (например, чернильница и свобода воли), никак не могут быть противопоставлены друг другу” (Н. С. Трубецкой, Основы фонологии, М., 1960, стр. 75).

Борис Гаспаров:
"Этот пример может служить иллюстрацией иллюзорности всех и всяческих “четких” и “разумных” классификационных критериев в применении к языку. Нет ничего легче, чем представить себе противопоставление, либо, если угодно, сопоставление чернильницы и свободы воли,– для этого нужно только посмотреть на них не как на имманентные смысловые “элементы”, но как на часть той или иной коммуникативной среды, к которой они могли бы совместно принадлежать и в пространстве которой они могли бы выступать, в зависимости от свойств такой среды и позиции по отношению к ней субъекта, в качестве аналогов либо антиподов. Чернильница может служить воплощением бюрократического мира – этого типичного антипода свободы воли в романтическом сознании и романтическом дискурсе; или чернильница может обернуться символом творческого вдохновения, волшебным медиумом, посредством которого получает выражение творческая воля художника – магическим кристаллом, позволяющим увидеть даль свободного романа [*]; и разве не было самоубийство Есенина, воспринимавшееся многими в контексте надвигавшегося советского оледенения как символический акт утверждения личной свободы, тесно сопряжено с засохшей чернильницей в номере гостиницы? разве не побудило оно Маяковского призвать к увеличению производства чернил в качестве средства борьбы с ростом числа самоубийств? – и т. д., и т. д.

________________________________________

[*] О том, что знаменитый образ “магического кристалла” заключал в себе именно такую вещественную мотивировку, может свидетельствовать стихотворение “К моей чернильнице” (1821), в котором об этом атрибуте поэтического вдохновения говорится: “...Заветный твой кристалл”."

=======================================================================================

Автор комментария прав по существу, но формально промахнулся, ведь Трубецкой ошибся только в модальности, и следовало бы сказать: "до тех пор, пока  не установлен хотя бы один общий признак". А чернильница со свободной волей - это, конечно, полемический выпад против Мартина Лютера. Да, отрицающий свободную волю не должен был бы бросаться в чертей чернильницами, но филолог вынужден и обязан противопоставлять божий дар яичнице, киевского дядьку огородной бузине или евразийскую фантасмагорию фонологии.
Tags: Классификация и стратификация
Subscribe

  • Шаламов помогает понять

    - Зачем для объяснения низменной сущности (высказывания о поедании тушеного глухаря знатным железнодорожником в обществе несостоявшегося таксиста)…

  • (no subject)

    История повторяется: Иван Скобрев бежал к бронзе в освященном батюшкой костюме, а Фрол Скобеев приехал к невесте в девическом платье.

  • девочка с персиками: упдате

    мальчик с дредами человек с ружьем девушка с веслом добро с кулаками книжка с картинками постинг с тредами tsvetna соль с перцем :-)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments